Кгыышhh

 

  CIS
Новости О журнале Мероприятия Подписка Архив Контакты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

Кгыышф

 

 

 

CIS
 

 

 

 

 

 

 

версия для печати

IR magazine Russia & CIS

#2(7) март-май 2009

 

Скандал на рынке  

  • «Индийский Enron» шокирует инвесторов своими действиями 

  • Конкуренты Satyam засыпаны вопросами о корпоративном управлении и финансовом положении 

  • Компании ждут советов консультантов по антикризисному управлению

Анна Cнайдер

 

Проблемы, с которыми приходится бороться индийской компании Satyam Computer Services, свели бы с ума любого IR-менеджера. После того как бывший генеральный директор Рамалинга Раджу (Ramalinga Raju) признал в начале января, что он подделывал бухгалтерскую отчетность и раскрываемую информацию в течение нескольких лет, чтобы представить бизнес более успешным, у компании начались тяжелые времена.
 

Компанию Satyam, зарегистрированную на фондовых биржах в Индии и Нью-Йорке, покинули и инвесторы, и клиенты. Пришлось приостановить торговлю на бирже и пуститься в разбирательства с десятками судебных исков и бесконечных расследований. Банковские аналитики продающей стороны заявили, что им теперь не на чем основывать инвестиционный рейтинг компании. Проблемы Satyam достигли, по выражению одного из представителей регулирующих органов, «ужасающих размеров».
 

 

Справка

Satyam Computer Services (NYSE: SAY) – индийская IT-компания, разработчик программного обеспечения. Компания считается четвертым по объему экспорта производителем программного обеспечения в стране. Персонал – более 50 тыс. человек; зарубежные офисы компании расположены в США, Великобритании, Бразилии и Австралии.

 

Читать полностью

 

Началось время испытаний не только для Satyam, но и для всего сектора IT-услуг. Конкурирующие между собой Infosys, HCL, Wipro долго входили в число лидеров индийского рынка. Теперь каждая из них борется за свою репутацию, в то время как инвесторы задаются вопросом, так ли уж уникальна история Satyam.
 

Случившее с Satyam должно напомнить всем зарегистрированным на бирже компаниям о необходимости проанализировать собственное умение бороться с кризисной ситуацией. «Я думаю, все крупные компании и их консультанты должны спросить себя, а что бы мы сделали на месте Satyam?», - говорит Ники Хавелаар (Nicky Havelaar), управляющий директор лондонской Crown Business Communications.
 

В кризисной ситуации публичные компании приглашают консультантов по IR, по коммуникациям, проведению конференций и маркетинговых исследований, специалистов по корпоративному управлению и сбору доверенностей для анализа ситуации, в которую попала Satyam.

«К счастью, столь крупные мошенничества случаются в корпоративном мире не каждый день», - говорит Хавелаар. - «Но они все же бывают, и достаточно часто, так что консультанты должны иметь общий план действий на случай кризисной ситуации как в самой компании, так и у конкурентов или любых других предприятий, известных настолько, что их неприятности могут отразиться на доверии к бизнесу в целом».

 

Выделяться из толпы
 

 

«Компании, которые непосредственно не затронуты кризисом, должны быть особенно осторожны во внешних коммуникациях, чтобы и их не затянуло в воронку»

 

Для конкурентов Satyam это означает серьезное испытание. «Компании, которые непосредственно не затронуты кризисом, должны быть особенно осторожны во внешних коммуникациях, чтобы и их не затянуло в воронку», - говорит Баррет Гольден (Barrett Golden), партнер Joele Frank Wilkinson Brimmer Katcher. - «Нужно первыми поднимать вопросы и обсуждать темы, не дожидаясь, пока пустоту в информационном поле заполнят слухи и домыслы. Компания должна продемонстрировать, а не просто рассказать, чем она отличается от других».
 

Необходимо сформулировать основную мысль для целевой аудитории. «Например, конкуренты Satyam должны довольно детально рассказать о своих внутренних процедурах, уделить особое внимание практике корпоративного управления, а также постараться, чтобы третьи стороны, например, независимые специалисты по финансам, подтвердили информацию о процедурах и практиках компании», - советует Гольден.
 

 

Для нас история с Satyam не прошла незамеченной – отраслевые аналитики и инвесторы не могли оставить этот скандал без внимания.

 

Дмитрий Иванов,

IBS Group


Читать полностью

 

Повышенное внимание прессы к инциденту может иметь очень тяжелые последствия, но и это можно пережить. Конечно, Satyam приходится нелегко. «Когда компанию уличают в мошенничестве или она сама в нем признается, пропадает доверие ко всей исходящей из компании информации», - говорит Мехул Мехта (Mehul Mehta), операционный директор Tatva Public Relations в Мумбае.
 

Несмотря ни на что, некоторые оценивают Satyam позитивно. «То, что Satyam публично заявляет, что заказы по-прежнему поступают, сотрудники активно работают, руководство решает насущные проблемы, свидетельствует об умении копании справляться с нападками прессы даже в самые тяжелые времена», - говорит Хавелаар.
 

Компаниям приходится принимать во внимание широкий круг сторон - инвестиционное сообщество, клиенты, поставщики, регулирующие органы, пресса и сотрудники. В отношении каждой из этих аудиторий актуальны вопросы: «Что они думают? Не собираются ли они сделать что-то такое, что может оказать разрушительное воздействие на бизнес? Есть ли у них точная информация?». Ответы на эти вопросы составят основу программы кризисного реагирования.

Инструменты

 

Компании должны определить, какими инструментами и каналами коммуникации стоит воспользоваться. По словам Хавелаара, в число возможных инструментов входит составление списков типичных вопросов и ответов (FAQs), проведение индивидуальных брифингов, публичных встреч с группами людей, чьи интересы затронуты, организация веб-кастинга, а также PR-деятельность.

 

 

Олег Швырков,  Standard & Poor's

 

Нет ничего удивительного в том, что на фоне коллапса нескольких крупнейших банков в мире и текущей макроэкономической ситуации отдельная проблема корпоративного управления в индийской компании новостей в России не сделала.

 

Читать полностью

 

Тиффани Киллкрис (Tiffany Killcreas), менеджер специализирующейся на конференциях компании InterCall, разрабатывает коммуникационные инструменты и сообщения для клиентов на случай кризиса. «Древо телефонной связи», придуманное заранее, может быть активизировано в одно мгновение. Важно, первым делом, привлечь внутреннюю аудиторию, особенно у компании такого размера, как Satyam, где работают 50 000 человек.

Райан Малон (Ryan Malone), операционный директор британской коммуникационной компании Grasswhispers, говорит, что компании могут использовать технологии по передаче сообщений на тысячи мобильных и стационарных телефонов. В условиях кризиса это сработает быстро и эффективно.

 

Специалисты по проведению конференций в своей работе уделяют значительное внимание образовательной деятельности, ведя предварительную подготовку к возможному возникновению кризисной ситуации. «Наша задача – дать клиентам понять, что о логистике мы позаботимся, а они могут сконцентрироваться на самом сообщении», - говорит Стивен Финк (Steven Fink), управляющий партнер компании MessageBank.
 

Трудные времена
 

Все же новость для конкурентов Satyam нельзя назвать однозначно плохой. «Некоторые компании-конкуренты могут в конечном счете выиграть от перехода клиентов Satyam к ним», - говорит Мехта. - «Конечно, заказчики будут теперь более осторожны и станут изучать компании более тщательно».
 

 

Андрей Полуэктов, «ВТБ Капитал»

 

По нашему мнению, ситуация с Satyam оказала незначительное влияние на аналогичные компании IT-сектора, что подтверждается динамикой котировок акций данных компаний.

 

Читать полностью

 

Скотт Спрандель (Scott Sprandel), директор по развитию бизнеса нью-йоркской Zacks Investment Research, говорит, что компании-конкуренты могут переманить инвесторов Satyam. Кроме того, компаниям необходимо отслеживать, не вызовет ли скандал падения привлекательности всего сектора. «Для каждой заинтересованной компании было бы полезно провести рыночное исследование, чтобы понять, действительно ли новые инвесторы делают вложения в ценные бумаги компании или это просто спекулятивные сделки», - предупреждает Спрандель.

 

Хотя в краткосрочной перспективе скандал в секторе может вызвать некоторый подъем для отдельных компаний, он, скорее всего, все же бросит длинную тень на весь сезон сбора доверенностей для голосования. «Если скандал затронул ваш сектор, вы столкнетесь с тем, что инвесторы-активисты ухватятся за эту историю и начнут искать другие компании в секторе, которые могут быть уязвимы», - говорит Марк Харнетт (Mark Harnett), президент MacKenzie Partners. - «Они делают так потому, что считают, что это принесет пользу другим инвесторам и узнаваемость им самим. Возможно, они и правы, но это создает волновой эффект. Если активисты будут убедительны, рядовые инвесторы тоже начнут обращать внимание на проблему».
 

В этот момент акционеры могут создать оппозицию директорам компании и повлиять на ключевые решения в ходе голосования. И в таком случае скандала вам не избежать. «Если буря где-то рядом, кто-нибудь обязательно начнет задавать вам вопросы», - говорит Хавелаар. - «Так что будьте готовы отвечать. И позаботьтесь о каналах коммуникации заранее: решите, с кем, когда и как вы будете говорить». 

 

Новости распространяются быстро

 
В течение нескольких часов после появления новости о мошенничестве Satyam на веб-сайте для инвесторов компании Satyam была размещена ссылка на видеоролик на сайте YouTube с заявлением исполнительного директора Рама Мынампати (Ram Mynampati). В кратком заявлении, текст которого был также представлен на веб-сайте компании Satyam, Мынампати завил, что совет директоров и руководство компании изучают ситуацию и принимают меры для того, чтобы компания продолжала успешно работать.

Специалисты по коммуникациям говорят, что использование YouTube для такого важного заявления – несколько рискованная идея. Во-первых, зрители могут сразу же начать печатать свои собственные комментарии под роликом, которые, как, например, в случае с Satyam, могут быть неприятными.

Во-вторых, выбранная для ролика среда не выглядит адресованной профессиональной аудитории, так как он «болтается» между интервью Пэрис Хилтон и студенческими видеосъемками. «Это может повредить бренду, имиджу компании, особенно в инвестиционном сообществе», - отмечает Стивен Финк.

Однако YouTube приобрел некоторое уважение после того, как Барак Обама использовал ресурс в ходе своей успешной предвыборной кампании. Тиффани Килкрис (Tiffany Killcreas), старший менеджер InterCall, говорит, что компания в рамках работы с клиентами над подготовкой сообщений на случай кризисных коммуникаций предоставляет им URL-ссылки для размещения роликов на YouTube. По ее словам, это эффективный способ быть услышанным.

 

 

С оригинальным текстом статьи (на английском языке)

можно ознакомиться на сайте международного издания:

Scandal in the sector

 

 

версия для печати

 


2008 (с) IR magazine Russia & CIS, info@ir-russia.ru