Кгыышhh

 

  CIS
Новости О журнале Мероприятия Форум Подписка Архив Контакты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

Кгыышф

 

 

 

CIS
 

 

 

 

 

 

 

Окно в Европу

 

В киевской гостинице Hyatt Regency 22 июня 2010 года прошел семинар эмитентов депозитарных расписок, организованный BNY Mellon. Помимо обсуждения практических аспектов выпуска расписок, речь шла об инвестиционной привлекательности украинских компаний – ведь расписки сами по себе это просто удобный инструмент, но еще нужно желание инвесторов покупать. До конца 2010 года возможно размещение пяти украинских компаний, которые находятся в стадии высокой готовности и ждут подходящее «окно». Наиболее вероятная площадка – Лондон, хотя шансы Варшавы также велики.


Дмитрий Бобров

 

Среди 70 человек, собравшихся в зале гостиницы, находились представители всей «производственной» цепочки – компании, инвестиционные банки, IR/PR-агентства, юристы, банк–эмитент расписок. Наиболее интересные для всех вопросы: готовы ли инвесторы покупать бумаги украинских компаний, кто эти инвесторы и какие способы привлечения денег наиболее актуальны сейчас.

По мнению Романа Насырова, руководителя управления продаж и коммерческих операций Renaissance Capital Ukraine, рынок можно разделить на два сегмента: «постприватизационные компании» и «новые компании». Торговля первым сектором сосредоточена внутри Украины, вторым – на внешних рынках. Внутренний рынок пока довольно слабый, однако появление в 2009 году «Украинской биржи» (43% принадлежит РТС) и активное развитие биржей Интернет-трейдинга постепенно оживляют ситуацию.

 

Украинские компании
на западных рынках

 

В настоящий момент по данным BNY Mellon существует 56 программ депозитарных расписок на акции украинских компаний (либо связанных с Украиной), 48 программ выпущены BNY Mellon и 8 программ – Deutsche Bank.

Первая программа была запущена в 1998 году на акции «Центрэнерго» - это была неспонсируемая программа, а в 1999 году была запущена первая спонсируемая программа первого уровня – на акции «Днепроэнерго». Крупнейшим выпуском ДР считается размещение компании «Мироновский хлебопродукт» - в 2008 году компания продала бумаг на 370 млн долларов, бумаги «МХП» имеют листинг на Лондонской фондовой бирже, В 2010 году крупнейшей сделкой было размещение компании «Авангард» на 208 млн долларов, также на ЛФБ. Бумаги нескольких компаний успешно торгуются на Варшавской фондовой бирже, где есть спрос – «длинные» деньги со стороны польских пенсионных фондов.

Ограничений на долю уставного капитала, которая может быть конвертирована в депозитарные расписки, в Украине нет, однако существуют другие технические моменты, которые подталкивают владельцев создавать холдинговый центр в другой юрисдикции.

Также на рынке торгуются несколько иностранных компаний с украинскими активами, наиболее ликвидные и часто упоминаемые – Ferrexpo и Regal petroleum. .

 

Западные инвесторы зачастую не могут или не хотят покупать локальные бумаги –тут и возникает необходимость в депозитарных расписках. При этом они рассматривают Украину как дешевый и привлекательный рынок, однако рискованный, следовательно, рассчитывают на доходность своих вложений где-то в 35% годовых. Естественно, западные инвесторы в первую очередь обращают внимание на компании с грамотным investor relations, с выстроенным корпоративным управлением – как правило, это представители сегмента «новых компаний» с зарубежным листингом.

Продолжая тему ликвидности местного рынка, аналитик компании BG Capital Анатолий Нестеренко приводит расчеты: 2,4 млн долларов – именно такова годовая «IPO-емкость» локального рынка. А чтобы привлекать внутри страны 50 млн долларов в год, оборот местного рынка должен увеличится приблизительно в 20 раз.

По мнению Андрея Пивоварского, директора инвестбанковского департамента Dragon Capital, украинская экономика хорошо сбалансирована и соотношение «долг/ВВП» находится в комфортной зоне, что должно сыграть на руку украинским эмитентам. Где-то пять компаний были готовы выйти на рынок летом, если бы не коррекция, отложившая выход на осеннее «окно». Скорее всего, большинство компаний пойдут на Лондон, хотя не всегда этот выбор основан на рациональных факторах, большую роль играет статус британской столицы как финансового центра.

Две украинские компании – Astarta и Kernel, – провели размещение на Варшавской бирже и чувствуют себя очень неплохо: они хорошо заметны на фоне средней польской компании, а вот на рынках ЛФБ вполне могли «затеряться». Таким образом, выбор конкретной площадки лучше делать на основе взвешенного анализа: отраслевая принадлежность эмитента, наличие группы сопоставимых компаний, стоимость услуг консультантов и посредников и т.д. (возможно, недавнее объявление NYSE Euronext о запуске собственной фондовой площадки в Лондоне будет неплохой альтернативой ЛФБ – прим. редакции)

Практический опыт

Вслед за макроэкономикой пришел черед практики: вниманию аудитории были предложены кейсы – публичное размещение компании «Авангард» и частное размещение компании Agroton. «Авангард» - крупнейший в Украине производитель куриных яиц, компания работала с «Тройкой Диалог» по привлечению капитала с 2008 года, и осенью 2009 стороны решили, что «окно» открылось. Были проведены предварительные встречи с инвесторами в Москве во время форума «Тройки Диалог» и затем в Лондоне, которые показали заинтересованность в компании. Была спланирована программа роудшоу, которое удачно началось в Москве, а далее… а далее последовало извержение вулкана, которое чуть не сбило все карты – вместо перелета из Вены в Лондон команда добиралась на автомобиле в течение 20 часов. Однако все закончилось благополучно – в результате размещения компания «Авангард» привлекла 208 млн. долларов, расписки на акции компании торгуются на Main market Лондонской фондовой бирже в системе International order book (IOB).

Представители следующей компании – Agroton (один их крупнейших сельхозпроизводителей в стране: растениеводство – животноводство – переработка), – рассказали о своем опыте проведения частного размещения. Компания привлекла 42 млн. долларов в ходе частного размещения в ноябре 2009 года. Холдинг зарегистрирован на Кипре, депозитарные расписки торгуются на Deutsche Boerse.

Следующий кейс – про ежедневную работу с инвесторами на примере компании «Мироновский хлебопродукт», которая с 2008 года существует в публичном статусе. Компания инкорпорирована в Люксембурге, депозитарные расписки на акции компании обращаются на Лондонской фондовой бирже, Main market, IOB. Леонид Соловьев, глава представительства в СНГ компании FD, консультирующей «МХП» по вопросам IR/PR-практики, советует прежде всего подготовить четкий ответ на три вопроса:
   - Цель бизнеса компании,
   - Конкурентные преимущества,
   - Доказательства того, что это работает.

Вместе это сформирует «инвестиционное предложение (investment story)» эмитента и позволит инвесторам правильно оценить компанию. В преломлении «Мироновского хлебопродукта» ответы выглядят следующим образом, рассказала директор по коммуникациям и связям с инвесторами компании Анастасия Собoтюк:
   - Цель бизнеса компании - производство высококачественного охлажденного мяса птицы,
   - Конкурентные преимущества - вертикальная интеграция, использование протеина собственного производства,
   - Доказательства того, что это работает - доля рынка более 45%.

К грамотному инвестиционному предложению добавляем финансовую отчетность по МСФО (она у «МХП» есть с 2002 года, когда компания получила финансирование от IFC), вовлеченную IR-команду и топ-менеджмент, точное сегментирование и понимание потребностей аудитории – и на выходе получаем 370 млн долларов за 22.3% акций в 2008 году. Сегодня капитализация компании составляет 1,6 млрд долларов и продолжает расти благодаря лидерской позиции, а также высоким финансовым и производственным показателям. К этому необходимо добавить структурированный годовой IR-план, последовательность в коммуникациях с инвесторами и наличие обратной связи с акционерами – и никакой магии, только «простая» ежедневная работа.

Презентации с семинара:
   - Доступ к мировым рынкам капитала через депозитарные расписки (pdf)
   - Обзор депозитарных расписок (pdf)
   - Корпоративное управление – основные принципы, влияние и проблемы (pdf)

Про структурированный подход к работе IR-подразделения можно почитать тут: «Начинаем работать в investor relations», Дэвид Ятис.

 

Обсудить на форуме:
http://www.ir-russia.ru/forum/viewtopic.php?f=7&t=59


 

 


2009 (с) IR magazine Russia & CIS, info@ir-russia.ru