Кгыышhh

 

  CIS
Новости О журнале Мероприятия Форум Подписка Архив Контакты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

Кгыышф

 

 

 

CIS
 

 

 

 

 

 

 

 

English version

Начинаем работать в investor relations



Пошаговая инструкция от Дэвида Ятиса (David Yates), – что делать, если вновь назначенный генеральный директор именно в вас разглядел следующего главу IR-службы. Дэвид Ятис работает в британской компании FinanceTalking, специализирующейся на финансовых тренингах для подразделений корпоративных коммуникаций и по связям с инвесторами.

Дэвид Ятис (David Yates)


Предположим на минуту, что вы успешно трудились, скажем, в департаменте по стратегии или по маркетингу в компании с $10 млрд. выручки в год. И вот однажды, недавно назначенный генеральный директор решает, что именно вы – тот человек, который может возглавить службу по связям с инвесторами. В конце концов, вы отлично знаете компанию изнутри, разбираетесь в цифрах и у вас методичный подход к жизни. Предыдущий IR-директор имел хорошие связи и понимал механику рынков, но делал все скорее по наитию, и как таковой IR-стратегии не существовало. Раскрытие информации происходило в соответствии с минимальными требованиями регуляторов, и бывший генеральный директор никогда не уделял investor relations много времени.

Исследование

 

Дэвид Ятис
(David Yates),
директор FinanceTalking


Первое, что вы поняли на своем новом посту главы investor relations (IRO), что общий пул мировых инвестиций составляет около $90 триллионов (источник: International Financial Services London), которые управляются приблизительно 25 000 компаниями со всего света. Цифры действительно большие, и соглашаясь на новую работу, вы решаете, что должен быть лучший способ поиска инвесторов, чем тот, который использовался в компании до сих пор. Так с чего же начать?

Сначала вы идентифицируете текущую акционерную базу – комбинацию инвесторов, множество из которых держат акции компании еще со времени IPO. Вы также разбираетесь со списками контактов вашего предшественника. Похоже на то, что контакты с инвесторами (buy-side) были случайными, а информация аналитикам sell-side предоставлялась только в случае, если от них самих поступали вопросы. То есть говорить о взаимных и регулярных отношениях не приходится. Вы решаете провести свое собственное исследование – что инвестиционное сообщество думает о вашей компании в данный момент, и какие информационные потребности есть у этого сообщества.

Стоимость, доход или рост?

Следующий вопрос, который наш новый IRO должен задать себе - «Какова инвестиционная концепция/история компании?» Это рост стоимости (цены акции пока занижены и не отражают справедливую стоимость компании), регулярный доход (выплачиваются солидные, постоянные дивиденды) или это история операционного роста (компания выпускает новые продукты, технологии, либо идет завоевание новых зарубежных рынков).

Это жизненно важно, так как нет никакого смысла пытаться продать активно растущую, но не платящую дивиденды компанию инвестору, который ориентирован на стабильный поток дивидендов. Впрочем, как и наоборот – каждый управляющий распределяет свои активы в соответствии с типом своей инвестиционной стратегии. И возможно, новый генеральный директор как раз собирается развернуть вектор развития компании – срезать дивиденды, продать малодоходные активы и сфокусироваться на агрессивном росте. Может быть, директор считает, что рынки готовы платить больше именно за акции агрессивно растущих компаний. Это будет первым серьезным испытанием для нашего IRO – объявление о новой стратегии развития компании.

IRO смотрит на текущий состав акционеров и понимает, что ему необходимо обеспечить плавный выход тех из существующих инвесторов, кто ориентируется на дивиденды. Он должен быстро найти новых инвесторов, покупающих растущие компании, чтобы абсорбировать излишнее предложение акций на рынке.

Анализ группы подобных компаний

Пару месяцев спустя, стратегия объявлена и инвестиционное сообщество начинает воспринимать компанию как компанию, нацеленную на рост, наступает следующий этап. Наш методичный IRO анализирует группу компаний, которых он называет «желаемые аналоги» (aspirational peer group) – компании этой группы, благодаря своим перспективам роста, оцениваются инвесторами высоко; и наш IRO мечтает, чтобы его компанию инвесторы сравнивали именно с этой группой. Он выясняет акционеров этих компаний – тех инвесторов, которым нравятся концепции роста и кто вкладывается в его сектор, – и заносит имена таких инвесторов в список перспективных клиентов.

Строим отношения с аналитиками sell-side

Наш IRO знает, что если он сумеет убедить аналитиков sell-side поддержать новую стратегию компании, тогда его сообщения будут достигать инвесторов (buy-side) быстрее и эффективней, и подтверждены третьей стороной. Тогда он определеяет наиболее влиятельных аналитиков и начинает работать с ними, убеждая начать анализировать свою компанию, и предлагает помощь с рыночной статистикой и построением финансовой модели компании.

Раскрытие информации

Анализ прошлой деятельности показывает, что раскрытие велось на минимально возможном уровне, и что аналитики и инвесторы воспринимают это как знак того, что компания что-то скрывает. Доверие отсутствует. Он уговаривает новый топ-менеджмент следовать лучшей практике по раскрытию в своем секторе, и менеджмент быстро соглашается.

Летят они в дальние страны

Одно из первых открытий, сделанных нашим IRO, заключается в том, что около половины из $90 триллионов инвестиций управляются из США. Кроме того, там много фондов, вкладывающих деньги именно в компании «роста» и многие из этих фондов держат большие пакеты акций той самой группы «желаемых аналогов».

В его компании только 10% акций в настоящий момент приходится на инвесторов из США, поэтому он решает увеличить эту долю до 20-30% (если пойти дальше, он может столкнуться с проблемой «обратного потока» в случае, если иностранные инвесторы начнут закрывать свои позиции и акции вернутся обратно на домашний рынок). Таким образом, он останавливается на 25% как вполне достойной цели, при этом обнаруживает, что доля американских инвесторов у компаний группы «желаемых аналогов» как раз около этого уровня.

Конечно, решение подобной задачи потребует много рабочего времени руководство компании. Американских инвесторов нелегко завоевать, а если они завоеваны, они требуют время на обслуживание своих запросов. И до них сложно доехать: США – большая страна и управляющие компании расквартированы по её разным частям. Однако, вес американских денег настолько значителен, что побороться за них просто необходимо – и это будет ключевым положением новой IR-стратегии. Также большое количество фондов управляется из Лондона и Швейцарии, кроме того, стоит учесть государственные фонды Китая, Сингапура и стран Ближнего Востока. «Следовательно, нужно будет убедить руководство компании потратить время на перелеты» - думает IRO и начинает подготовку роудшоу по итогам финансовой отчетности.

Медиа

Финальным вопросом будет распространение сообщений компании среди широких аудиторий. До сих пор вся работа строилась на пассивной обработке запросов журналистов, следовавших за объявлением результатов. Однако IRO знает, что СМИ могут быть отличным каналом связи с широкой бизнес аудиторией. Соответственно, начинает составлять список журналистов, работающих с отраслью и в том числе, пишущих о компаниях из целевой группы. Следующим хорошим шагом будет организация пресс-ланчей для руководства компании.

Также нашему IRO попадается на глаза несколько статей о претензиях регулирующих органов к компаниям, нарушающим правила раскрытия информации, и он делает себе пометку «забронировать тренинг для топ-менеджмента по вопросам раскрытия информации и корпоративного управления».

Три года спустя

В области investor relations успех не достижим за одну ночь. Это длинный путь, требующих затрат рабочего времени как самой IR-службы, так и руководства компании. Для чего же этим заниматься? Что будет наградой?

Кампания по привлечению определенного типа инвесторов (targeting) принесет акционеров, которые соответствуют инвестиционной концепции (истории) вашей компании, кто готов вложиться на долгий строк и ждать претворения концепции в жизнь. Появление таких акционеров в совете директоров укрепит положение руководства, проводящего стратегию роста в жизнь, что будет поддерживать рост акций по мере реализации стратегии, так как больше и больше инвесторов будут покупать акции компании.

Три года прошло, аналитики целевой группы давно начали «покрывать» компанию, доля американских инвесторов выросла до 25%, а цена акций удвоилась. Правильный человек был выбран на реализацию IR-стратегии и его методичный подход полностью себя оправдал.


Посмотреть на форуме:

http://www.ir-russia.ru/forum/viewtopic.php?f=7&t=53

 
 


2008 (с) IR magazine Russia & CIS, info@ir-russia.ru