Кгыышhh

 

  CIS
Новости О журнале Мероприятия Подписка Архив Контакты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

Кгыышф

 

 

 

CIS
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инвесторам нужно больше информации о компаниях,

а текущая финансовая устойчивость не менее важна,

чем потенциал роста


Результаты исследования Citigate Dewe Rogerson «Investor Relations в условиях неопределенности»

 

Дэвид Вестовер, Citigate Dewe Rogerson
Оксана Ионова, Infomost/Citigate

 
 

Дэвид Вестовер, Citigate Dewe Rogerson
 

В I квартале 2009 года коммуникационное агентство Citigate Dewe Rogerson провело исследование с целью выяснить, как финансовый кризис отразился на работе с инвесторами. Руководители IR-подразделений 80 европейских компаний ответили на вопросы о специфике их деятельности в новых условиях: об изменениях в работе с аналитиками, об активности инвесторов и об инвесторах-активистах. Европейские IR-специалисты утверждают, что сегодня инвесторам нужно больше информации о компаниях, чем когда-либо раньше, а текущая финансовая устойчивость не менее важна, чем потенциал роста.
 

Сфера связей с инвесторами, как и все, что так или иначе связано с экономикой и финансированием, переживает период полной неопределенности. Очевидно, что в условиях неуверенности инвесторы не спешат вкладывать капитал в ценные бумаги. Важность коммуникационного сопровождения возрастает, так как инвесторы еще более тщательно оценивают всю доступную информацию, уделяя особое внимание данным о текущем финансировании и состоянии задолженности компании. При этом если раньше для инвесторов при принятии решения одним из ключевых показателей был потенциал роста эмитента, то в настоящее время инвесторы прежде всего стремятся понять, выживет ли компания, устоит ли на рынке. В условиях кризисной истерии мотивация «не проиграть» у инвесторов существенно преобладает над мотивацией «выиграть». Главное – чтобы денег/активов не стало меньше сейчас, а станет ли их больше в будущем – это уже следующий вопрос, любым ответам на который сейчас верить довольно рискованно.
 

Смена ориентиров существенна для работы с инвесторами, поскольку фокус коммуникаций также должен измениться. Расширяется география работы с инвесторами: они стали более осторожными, и в этих условиях компании ищут новые источники привлечения средств. Особое внимание уделяется региону Персидского залива. Возросло количество road show, проводимых исключительно с IR-задачами. Однако технологии работы с инвесторами в целом остались прежними. Что же изменилось?

 

Раскрытие информации
 

Оксана Ионова, Infomost/Citigate
 

На вопросы об изменениях в корпоративной политике раскрытия информации большинство участников исследования отвечают однозначно: объем раскрываемой информации в новых условиях пришлось увеличить. Недоверие инвесторов к рынку заставляет их более пристально и внимательно изучать всю доступную информацию. Так, свыше 40% исследуемых компаний уже увеличили объемы раскрываемой информации, а 28% опрошенных специалистов по связям с инвесторами заявили о намерении расширить доступ внешних аудиторий к информации о бизнесе.
 

В ответ на возросший интерес аналитиков и инвесторов к финансовому положению компаний и их способности работать в условиях кризиса компании стали предоставлять больше информации о банковских ковенантах (50% опрошенных) и текущем финансировании (66% опрошенных). Особенно ярко тенденция проявилась в финансовом секторе.
 

В нынешних условиях инвесторам требуется гораздо более полная информация о движении денежных средств, об общем объеме задолженности, графике ее погашения и банковских ковенантах. Так, по словам представителя французской телекоммуникационной компании, в новых условиях было принято решение «увеличить объем раскрываемой информации о долговых обязательствах и источниках финансирования». Для более полного и своевременного раскрытия некоторые компании увеличили частоту публикации результатов, введя практику подготовки ежеквартальных (иногда ежемесячных) отчетов. Хотя в подавляющем большинстве случаев нет необходимости объявлять результаты каждый месяц, вполне достаточно ежеквартальной отчетности.
 

Предоставление рыночных прогнозов


Компании стали предоставлять более полную информацию по своим прогнозам развития рынка. Тем не менее некоторые из них, в том числе Unilever, решили не включать в отчеты о результатах какие-либо прогнозы из-за непредсказуемости развития ситуации. Однако исследование свидетельствуют, что подобного подхода придерживаются около 5% участников рынка, в то время как 25% считают нужным расширить прогнозы и предоставить более полную информацию о взглядах компании на развитие рыночной ситуации. Большинство же участников (72% опрошенных) опасаются что-либо менять и придерживаются прежних стандартов предоставления прогнозов в отчетности.
 

Отличительная черта современных прогнозов – уход от точных цифр и категоричных заявлений. Корпорации не раскрывают целевые финансовые показатели, но при этом увеличивают объемы информации о факторах, влияющих на развитие рынка и собственную деятельность. Проявляя повышенную осторожность в самостоятельных оценках рынка, компании стремятся дать максимально широкую и прочную основу для наиболее точных и справедливых выводов аналитиков и инвесторов. Но, как показывает практика, под влиянием кризисных настроений при отсутствии подробной информации от компании аналитики склонны драматизировать ситуацию, акцентируя внимание на наиболее негативных сценариях и показателях. Таким образом, раскрытие максимально полной информации не только о состоянии рынка, но и о положении дел в компании повышает точность прогнозов аналитиков и помогает избежать нелепых ошибок в оценке перспектив бизнеса.
 

Работа с аналитиками


Изменилось ли качество аналитических прогнозов? 85% опрошенных IR-специалистов заявляют, что в целом работой аналитиков продающей стороны они довольны. Тем не менее многие отмечают общее снижение качества аналитических материалов, называя как возможные причины смену кадров и приход в аналитику новых специалистов, а также смещение внимания от долгосрочного стратегического анализа отраслей и отдельных компаний к краткосрочным прогнозам.
 

«Аналитические исследования стали фокусироваться на краткосрочных прогнозах в ущерб глубокому анализу потенциала компаний в долгосрочной перспективе», - утверждает представитель одной из розничных сетей Великобритании. Тому есть объективные причины: сложно давать хоть сколько-нибудь долгосрочный прогноз в условиях, когда не совсем ясна судьба целых отраслей. Однако опрошенные IR-специалисты сами стремятся и призывают коллег вести работу с аналитиками по увеличению доли долгосрочных оценок.
 

Точность прогнозов определенно снизилась, увеличился диапазон оценок. И это еще одна причина расширить работу с аналитиками и увеличить объемы предоставляемой информации.
 

Опрошенные IR-специалисты отметили, что в последнее время сократилось количество отчетов, доступных им до официальной публикации. Следовательно, IR-специалисты в меньшей степени могут повлиять на точность прогнозов и предотвратить появление некорректной информации в публичном поле. Основу для выводов и оценок аналитики в основном берут из общедоступных источников: с сайтов компаний, новостных лент, а также из прогнозов, публикуемых третьими сторонами, чьи выводы, в свою очередь, тоже могут быть неточны или ошибочны. Хотя большинство компаний готовят консенсус-прогноз, он редко распространяется и зачастую не используется аналитиками.

 


 

 

Работа с инвесторами и проведение road show


Технологии работы с инвесторами в целом остались прежними, претерпев некоторые косметические изменения в связи со сменой географических или структурных приоритетов в определении целевых аудиторий.
 

Значительное число участников опроса отметили снижение активности хеджинговых фондов и соответствующий рост традиционных долгосрочных инвестиций в структуре акционерного капитала. Соответственно, пересматриваются планы проведения road show – компании в большей степени концентрируются на привлечении традиционных фондов. IR-специалисты вынуждены разрабатывать и применять более сложные стратегии выхода на новые инвестиционные аудитории. В то же время в ряде компаний делается ставка на удержание существующих инвесторов. «Мы не вели активную работу по поиску потенциальных инвесторов, сосредоточившись на взаимодействии с существующими акционерами», – говорит участник исследования, представитель финансовой компании Великобритании. С другой стороны, IR-специалист немецкой телекоммуникационной фирмы заявляет: «Мы планируем активизировать деятельность по проведению IR- road show».
 

Стоит отметить, что 42% участников опроса говорят об увеличении количества запросов и предложений о встрече от потенциальных инвесторов: инвесторы становятся более активны и избирательны. Однако, как утверждают представители компании, рост активности традиционных инвесторов не вызывает опасений усиления давления со стороны инвесторов-активистов.

 

Настроения инвесторов


Изменения настроений инвесторов отслеживаются путем проведения исследований восприятия компании – в большинстве случаев с помощью внешних консультантов или брокеров. По результатам этих исследований практически все IR-специалисты отмечают смещение внимания инвесторов от потенциала роста компаний к их текущей финансовой стабильности. После панического спада всех показателей в первые месяцы 2009 года, в том числе и уровня доверия инвесторов к компаниям, весенние настроения несколько стабилизировались, хотя инвестиционное сообщество по-прежнему проявляет осторожность и пессимизм. Лишь 10% участвовавших в опросе IR-специалистов считают, что отношение инвесторов к рынку в 2009 году улучшилось.

 

Задачи 2009 года


Большинство IR-специалистов сходятся во мнении, что 2009 год станет одним из наиболее трудных. Крайне важно добиться того, чтобы на столь неблагоприятном информационном фоне позитивные сообщения достигли целевой аудитории, были приняты и поняты инвестиционным сообществом. В этих условиях особенно важно грамотное управление ожиданиями и постоянное отслеживание настроений инвесторов, а также поиск новых возможностей по привлечению капитала. В то же время при работе с аналитиками и инвесторами важно стремиться к смещению внимания от краткосрочных прогнозов в сторону долгосрочной перспективы.
 

Преломление результатов исследования для российского рынка
 

При анализе российского рынка инвестиционные аудитории отмечают, что оценка компаний неоправданно занижена. В значительной степени это обусловлено финансовым кризисом. Рассматривая деятельность российских компаний, западные инвесторы по-прежнему наиболее внимательно изучают вопросы корпоративного управления и защиты прав миноритарных акционеров. В отношении российского рынка в целом отмечена настораживающая тенденция использования аббревиатуры BIC вместо BRIC.
 

Если раньше в России, как и во всем мире, приоритетным критерием для инвесторов при выборе объекта вложения средств были показатели роста компании, то сейчас главное условие – уверенность в безопасности инвестированных средств. Показатели движения денежных средств и кредитная платежеспособность компании более важны, чем текущая рыночная оценка и долгосрочная стратегия развития.
 

Чтобы привлечь инвесторов, российские компании должны убедить целевые аудитории в своей способности обеспечить возврат на капитал на достаточно высоком уровне в среднесрочной перспективе. Руководство компании-эмитента должно продемонстрировать, что предпринимаются шаги по сохранению акционерной стоимости, а стратегия развития может быть адаптирована к меняющимся условиям. При этом, как всегда, важно постоянно подчеркивать сильные стороны компании и рынка, на котором она работает.

 

IPO-коммуникации
 

В 2008 году международная IPO-практика сократилась до минимума, а на российском рынке полностью замерла. Для того чтобы российские компании решились запустить процесс IPO сейчас, необходимы четкие признаки восстановления фондового рынка. Важно понимать, что компании, которые первыми примут решение о проведении IPO, столкнутся с еще более жестким контролем и пристальным вниманием со стороны инвесторов, СМИ, всей отрасли. Малейшее сомнение или подозрение в слабости компании может отпугнуть инвесторов и негативно повлиять на оценку компании. Компании, решившиеся на IPO, столкнутся с непростой задачей убедить инвесторов осуществить, возможно, первые посткризисные инвестиции в России.

 

Справка


Исследование проводилось международной консалтинговой компанией Citigate Dewe Rogerson среди компаний Великобритании и континентальной Европы. Всего получены ответы 80 директоров по связям с инвесторами компаний разного размера из разных отраслей. Было представлено 14 стран. Наибольшие доли: 49% респондентов из Великобритании, 12% из Франции и 9% из Германии. Рыночная капитализация компаний ранжировалась от 200 млн до 100 млрд фунтов стерлингов.


 

 

 


2008 (с) IR magazine Russia & CIS, info@ir-russia.ru