Кгыышhh

 

  CIS
Новости О журнале Мероприятия Подписка Архив Контакты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

Кгыышф

 

 

 

CIS
 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируем суть деятельности, а не котировки    

 

IR magazine Russia & CIS беседует с Ольгой Ринк, исполнительным директором Ассоциации развития финансовых коммуникаций и отношений с инвесторами (НОА «АРФИ») о текущей ситуации в сфере investor relations и работе Ассоциации.

 

 

 

Ольга Ринк,
исполнительный директор,

НОА «АРФИ»
 

Как в условиях кризиса изменилась ситуация для специалистов, работающих в сфере финансовых коммуникаций?

 

The story is the business, not the stock price. Перефразируя известное изречение, достойное эпиграфа, мы анализируем суть деятельности, а не котировки. Если у кого и были иллюзии, что мы живем в мире мультипликаторов, то за последний год стало достаточно очевидным, что «хорошие» коэффициенты и котировки — вещь относительная. Впрочем, и рейтинги, в известной степени, как оказалось, тоже.

 

Появилось выражение «мода на дефолты». Однако, мне кажется, это, скорее, вопрос системы и моделей. Например, с точки зрения эмитента, если банк дает деньги в долг на год и понимает, что прибыль (или доходы) не позволяет вернуть в срок этот долг (из всех мультипликаторов и прочих расчетов это следует), то легко сделать вывод, что рассчитывать этот эмитент может только на перекредитование или продажу доли. И в случае форс-мажора с ликвидностью на рынке или у самого кредитора странно делать вид, что для экономистов и аналитиков в банке это стало откровением. Все дальнейшее — вопрос поиска компромисса. Вряд ли тут уместна жесткая позиция: «есть мультипликаторы — нет мультипликаторов». Нужен ли бизнес и его продукция/услуги, становится основным вопросом. «Коммуницировать» историю и суть деятельности, простите за англицизм, по-прежнему важно, однако акценты могут сместиться. Меняется у эмитентов и состав акционеров и заемщиков — в сторону большего влияния «стратегов».

 

С точки зрения инвестсообщества, есть конкуренция за денежные ресурсы. Поэтому преимущества на стороне эмитентов, которые не молчат, а договариваются с инвесторами. Например, если есть «Положение о раскрытии информации» и другие правила, то ожидается, что эмитент их будет соблюдать. Понимание ментальности инвестиционных менеджеров — во многом вопрос наличия адекватного и профессионального персонала, в том числе и IRO. Ведь 60-70% критериев принятия инвестиционных решений — нефинансовые: важно очень многое, не только цифры.

 

С точки зрения развития систем раскрытия информации (как реакции на потребность в усилении контроля со стороны регуляторов и участников рынка) я бы хотела обратить внимание на основные технологические тренды. Что влияет на формирование долгосрочных стратегий коммуникаций в сфере финансов и инвестиций?

 

Наиболее полезное и одновременно спорное нововведение — правило Notice-and-access («Уведоми и предоставь доступ»). Такая директива с одноименным названием была издана американской Комиссией по ценным бумагам (SEC) в декабре 2006 года с целью сокращения расходов акционерными обществами при распространении материалов акционерам. Речь идет о том, что акционеры получают короткое уведомление о событии в электронном виде, в котором указывается адрес общедоступного корпоративного сайта, на котором уже размещается основной пакет материалов (также в электронном виде). На первом этапе директива SEC носила рекомендательный характер. Однако сейчас широко обсуждается возможность такого режима раскрытия информации в обязательном порядке. Аналогичное правило, соответствующее этой идеологии, применил и российский регулятор — ФСФР России  в новой версии «Положения о раскрытии информации», вступившей в силу с 1 июля 2009 года, — в части раскрытия информации значительным числом «непубличных» акционерных обществ.

 

С одной стороны, такой подход позволяет минимизировать не только затраты эмитентов, но и объемы обрабатываемой информации, в т. ч. для регулятора и информационных посредников, — свести их к оптимальным, минимально необходимым и достаточным. С другой — очень важно помнить о правах акционеров на получение этой информации. Именно это беспокоит и общественные организации, специализирующиеся на раскрытии информации, и организации отношений с инвесторами[1].

 

Правило Notice-and-access работает или может работать эффективно, если аккуратно организовано раскрытие информации на сайте, при сохранении стройной системы распространения уведомлений. «Одно время годовой отчет был единственным средством информирования акционеров. Сейчас инвесторы и прочие группы заинтересованных лиц предпочитают получать информацию через корпоративный веб-сайт, который становится основной средой для раскрытия финансовой и деловой информации» — вывел базовый тренд текущего года в своем последнем аналитическом обзоре «Корпоративная отчетность заинтересованным лицам» канадский институт CICA[2].

 

Речь идет о новой парадигме, получившей название «Отчетность в реальном времени»[3]. Сюда можно включить и интерактивную отчетность на сайте, поддержку режима Notice-and-access; активно расширяется среда использования стандарта XBRL, предназначенного для доставки информационных сообщений, ежеквартальных финансовых результатов, годовых отчетов, уведомлений о конференц-коллах (аудио и видео), а также рассылок («мейл-алертов»).

 

Еще одно свойство или следствие такой парадигмы: возможно, даже причина ее развития и распространения, заключается в том, что реальная аудитория коммуникаций — не только акционеры, но и все заинтересованные лица: партнеры, клиенты, потенциальные инвесторы, государственные органы и другие группы. Информация предоставляется одновременно всем, но, конечно, с разным уровнем доступа к различным сведениям. Коммуникации становятся все более систематизированными и технологичными. Поэтому, что бы мы ни говорили, мультипликаторы/коэффициенты/роботы все равно останутся важными составляющими процесса обработки и анализа информации...

 

 

Какие темы, проблемы будут актуальны этой осенью?

 

Самый острый вопрос, который сейчас стоит перед НОА «АРФИ», — создание конкурентоспособной (в сравнении с другими странами) программы подготовки менеджеров по связям с инвесторами и соответствующего пособия. О российской нормативной базе и практике IR просто нет книг. Пока мы согласовали структуру учебника: это и законодательные вопросы — раскрытие информации и листинг, а также основы профессии и практика.

 

Профессиональная IR-ассоциация создана в России на 31 год позже, чем, например, в США, и на 20 лет позже, чем в Великобритании. Поэтому с точки зрения организации системы раскрытия информации и методологий, в том числе образования для IRO, нам приходится догонять другие страны.

 

Планируем запустить единый информационный код эмитента, на базе которого формируются тиккеры (короткие торговые коды ценных бумаг). Иначе говоря — локальный российский код эмитента. Базовый комплект документов достаточно хорошо проработан тремя биржами, ассоциацией и уполномоченным агентством (в качестве которого совет директоров Ассоциации выбрал агентство «Интерфакс»). Работа пока продолжается, и очень надеюсь, что удастся дойти до подписания всех соглашений и запуска базы данных в текущем году. Основа методологии согласована пару лет назад и уже успешно применяется биржами. Эта работа поможет однозначно идентифицировать эмитента и его ценные бумаги в различных информационных системах.

 

 

Значит, Ассоциация разрабатывает общий курс по IR. А в чем его уникальность? Когда и где он будет доступен для желающих освоить эту профессию?

 

Принципиальное отличие этого курса от прочих — ориентированность на листинг в России, на ведущих российских биржах. Потому что если учить листингу на зарубежных биржах, то там же эмитенты и будут размещаться. А в числе принципов Ассоциации, которые достаточно хорошо известны и которых мы придерживаемся, есть принцип «не конкурировать с членами Ассоциации, а координировать общие проекты» (российские биржи — также наши члены). Ассоциация разрабатывает и совершенствует курс — как и во всех других странах — однако же к какому-то эксклюзиву на курс подготовки по IR мы не стремимся, должна существовать здоровая конкуренция.

 

Кстати, усилия Ассоциации по координации различных разработок получают не только российское, но и международное признание. Например, к опыту НОА «АРФИ» в части развития IR-профессии проявляет активный интерес украинская IR-ассоциация. В части стандартов на тиккеры (информационные коды эмитентов) — наши американские коллеги.

 

 

В настоящее время готовится к принятию проект Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком». Насколько нам известно, НОА «АРФИ» инициировала ряд поправок к этому законопроекту?

 

На наш взгляд, ряд положений указанного законопроекта нуждаются в доработке. Так, в отношении СМИ нормы законопроекта сформулированы таким образом, что создают риски для деятельности журналистов, могут ограничить их возможности по опубликованию общественно доступной и существенной информации, если она будет отнесена к инсайдерской.

 

В настоящее время  положения законопроекта обсуждаются его разработчиками и представителями СМИ. Мы рассчитываем, что будут найдены правильные компромиссные решения.

 

В частности, речь идет о том, чтобы у участников рынка не было возможности перекладывать собственную ответственность на журналистов, требуя с них возмещения любых потерь. Если такой риск будет существовать, то это может привести к отказу средств массовой информации от публикации оперативной информации, касающейся финансовых рынков, поскольку ежедневный объем сделок участников и, следовательно, размер возможного ущерба во много раз превышает годовой оборот специализированных СМИ.

 

Думаю, ориентиром тут должен служить также мировой опыт. По действующим директивам Европейского союза, в частности Директиве №2003/6/ЕС, в отношении СМИ ответственность должна наступать только за совершенное умышленно или по грубой неосторожности распространение ложной или некорректной информации.

 

 

Что изменилось в НОА «АРФИ» благодаря процессу реорганизации? Какие кадровые перестановки произошли в Ассоциации? Не замедлился ли рост количества членов Ассоциации из-за непростой экономической ситуации?

 

Формат работы Ассоциации меняется в последнее время — в связи с увеличением числа членов нужны новые формы взаимодействия, в том числе и более технологичные. Например, создана группа Ассоциации в социальной сети LinkedIn — сервиса, который обычно используется для обмена информации и общения в бизнес-сообществах. Кстати, есть достаточно много желающих из разных стран принять участие в работе этой группы. Можно констатировать рост числа членов Ассоциации — юридических лиц — за счет рейтинговых агентств. Также постоянно расширяется круг эмитентов — участников НОА «АРФИ». Это происходит главным образом за счет физических лиц — профессионалов, отвечающих за IR и финансовые коммуникации. Причем как российских граждан, так и зарубежных.

 

 

Интервью подготовила Ксения Сергеева.

 


 

[1] NIRI, Letter to the Securities and Exchange Commission, Proposed Exchange Act Rule 14a-11 and Amendment to Rule 14a-8(i)(8) File No. S7-10-09, August 13, 2009

 

[2] At one time, the annual report was the only vehicle companies used to communicate with shareholders. Now, investors and other stakeholders are shifting their focus to the corporate website, which is becoming the primary medium for communicating corporate financial and business information, The Canadian Institute of Chartered Accountants (CICA), “Corporate Reporting to Stakeholders”, 2009.

 

[3] Real-time online reporting.

 

 

 


2008 (с) IR magazine Russia & CIS, info@ir-russia.ru