Ru | En

Что такое хорошее корпоративное управление?

Размышляет Игорь Розанов, исполнительный директор АНД: На прошедшем недавно Круглом столе РСПП по корпоративному управлению прозвучал тезис: за последние два года в России произошло много изменений в области корпоративного управления, но вопрос «зачем оно нужно?» по-прежнему актуален.

Игорь Розанов
Исполнительный директор,
Российская ассоциация независимых директоров (АНД)

Что такое хорошее корпоративное управление?

Игорь Розанов,
АНД

Тезис оправдан — пока регуляторы, инвесторы и бизнес сообщество повторяют, что причина недооценки российских компаний в недостаточной развитости их корпоративного управления, на практике один за другим появляются примеры, показывающее обратное: «Уралкалий» — компания, корпоративное управление в которой построено по самым высоким стандартам — потерял за прошлый год 20% капитализации; Х5, имевший в составе совета директоров прославленных директоров-иностранцев, уступил лидерство по размеру капитализации «Магниту». Список можно продолжать. И вот уже звучат вопросы: не достигло ли корпоративное управление в российских компаниях своего потолка?

Да, вопрос «зачем компании хорошее корпоративное управление?» далеко не праздный. Построение соответствующего передовым стандартам корпоративного управления — весьма трудозатратный процесс. Сколько требуется ресурсов, чтобы выработать понимание концепции, разработать документы, найти и пригласить независимых директоров, которые (если сделать правильный выбор!) будут не просто голосовать, но ставить сложные вопросы, и добиваться обстоятельного ответа! Так что действительно — зачем оно нужно?

Для ответа на этот вопрос российский бизнес сегодня должен в первую очередь уточнить ключевые понятия и вспомнить базовые принципы корпоративного управления. Это не просто механизмы и процедуры, не баланс сдержек и противовесов. Это не просто сформированные комитеты и большинство независимых директоров в совете. И уж тем более, это не просто корпоративные процедуры и регламенты. Всего перечисленного — недостаточно.

Корпоративное управление — это принципы прозрачности, подотчетности, ответственности, а хорошее корпоративное управление в компании — это добровольно взятое на себя обязательство директоров и топ-менеджеров действовать на основе вышеуказанных принципов.

Что это означает на практике?

  • Вместо интересов отдельных лиц — действия директоров и менеджеров, основанные на безупречной профессиональной репутации и в интересах всего бизнеса.
  • Вместо стремления к высокой, но краткосрочной прибыли — сбалансированный подход с учетом программ социальной ответственности и устойчивого развития.
  • Вместо формального подхода к раскрытию информации о действиях руководства — содержательная информация, формирующая представление о прозрачной системе управления в компании.

Не эти ли действия подразумевают инвесторы, говоря о том, что корпоративное управление в России имеет серьезный потенциал для улучшений?

Во время роуд-шоу или регулярных встреч с инвесторами компаниям часто задают вопросы: да, мы видим ваши цели, вашу стратегию, ваши бизнес-планы, но что вы скажете о людях, которые управляют? От руководства компаний ждут не только профессиональных компетенций, но и высоких персональных стандартов. Если совет директоров и высший менеджмент компании всерьез действует на основе высочайших этических принципов и правил — какой мощный сигнал она подаст рынку, контрагентам, сотрудникам! При прочих равных такая компания наверняка привлечет заинтересованное внимание инвесторов и бизнес-сообщества.

Сейчас, когда Правительство РФ одобрило новый Кодекс корпоративного управления, вопрос «зачем компании хорошее корпоративное управление?» особенно актуален. Если компании научатся рассматривать Кодекс не как набор инструкций и ограничений, а как свод основополагающих ценностей, практическая польза от его внедрения будет неизмеримо выше, чем при формальном подходе.

...Слушая выступающих на Круглом столе, невозможно было отделаться от мысли, что в России практически нет компаний, корпоративное управление в которых можно было бы без оговорок признать передовым. Зато есть люди, для которых этика и репутация — основные ценности. Да, такие люди есть — и в этом направлении у всего российского бизнеса есть огромный потенциал для развития.

Также читайте:

Исследование: восприятие инвесторами российских компаний
Группа по депозитарным распискам J.P. Morgan презентовала русский текст второго ежегодного опроса зарубежных инвесторов. В опросе приняли участие 54 институциональных инвестора. Участники исследования рекомендуют российским компаниям улучшать стандарты корпоративного управления и повышать уровень прозрачности.

Не делайте больно миноритарному инвестору
Интервью с Анваром Гилязитдиновым, портфельным управляющим из компании «Рай, Ман энд Гор секьюритиз». О том, что радует и огорчает российских представителей buy-side при общении с российскими компаниями Анвар Гилязитдинов рассказывает редактору IR magazine Russia & CIS Дмитрию Боброву.

Информация, контроль и конкуренция — ключевые элементы успеха размещения
На Московской бирже состоялся семинар для российских эмитентов и компаний, рассматривающих размещение акций в качестве одного из вариантов финансирования. Участники обсудили недостатки текущей практики реализации IPO, возможности эмитентов исправить эти недостатки и провести успешное размещение. Один из рецептов: тщательная координация маркетинговых усилий банков — членов синдиката, позволяющая использовать сети дистрибуции всех участников синдиката на 100%.